Кисти для акварели: от А до Я

Сегодня хочу рассказать о кистях для акварели.
Сразу оговорюсь, что четких рекомендаций здесь нет, так как каждый материал подбирается индивидуально.
Но чтобы правильно подобрать материал, нужно изучить его характеристики и особенности.

Кисти для акварели

Строение кисти

Ниже представлено наглядное изображение строение кисти.

Строение акварельной кисти

Нумерация акварельных кистей

Размер в миллиметрах, означает диаметр зажима у круглых кистей и ширину у плоских.

Плоские кисти как правило нумеруются только четными номерами.

Нумерация акварельных кистей

Классификация кистей для акварели

Кисти могут классифицировать по форме ворса и по форме зажима (или обоймы, патрона):

По форме обоймы:

  1. Круглые кисти – обойма круглая по всей форме.
    Более универсальные кисти для акварели, ими хорошо прорабатывать рисунок и детали.
  2. Плоские кисти – обойма сплющена на конце.
    Хорошо подходят для широкий мазков и заливок, имитации природных фактур (камень, трава, листва).

По форме волоса:

  1. Круглые кисти с разными формами вершинки. Круглые кисти с разными формами вершинки
  2. Кисти-лайнеры.
    Разновидность круглых кистей, используются для тонких линий, надписей и мелких деталей, могут быть разной длины и формы, к ним относятся:
    а) Шрифтовые кисти (шлепперы)
    Имеет очень длинный волос. Требует определенных навыков в использовании.
    б) Риггер –кисть (страйпер)
    Похожа на шрифтовые, но имеет более короткий волос.
    в) Споттер-кисть
    Очень маленькая круглая кисть для миниатюрных работ.
    Кисти-лайнеры
  3. Контурные кисти.
    Разновидность плоских кистей, которые хороши для уверенных мазков и проработки контуров.
  4. Ретушные кисти.
    Плоская кисть со скошенным кончиком «под углом». Такой кончик позволяет изменять объем волоса, несущего краску – что позволяет делать плавные переходы и точные мазки.
  5. «Кошачий язык».
    Плоская кисть , имеющая красивую купольную форму волосяного пучка. Может выполнять функции и круглой и плоских кистей, в зависимости от наклона.
  6. Флейц кисть.
    Очень широкая плоская кисть. Предназначена для заливок и больших мазков.
  7. Веерные кисти.
    Являются разновидностью плоских кистей, имеющие негустой пучок в форме веера.
  8. Необычные кисти с рельефным кончиком.
    Кисти для истинных экспериментаторов. Нумерация акварельных кистей

Материалы, из которых делаются кисти

Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.

Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.

Материалы, из которых делаются кисти

По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.

Кисти из натуральных волос

  • Белка
    Самые известные всем кисти. Качественные кисти делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Кисть набирает много воды и долго ее удерживает. Такие кисти универсальны для акварельной техники, т.к. круглая форма с острым кончиком дает много возможностей.
  • Колонок
    Один из самых дорогих материалов. Ворсинки колонка у самого основания жестче и толще, а на конце мягче. Волос по сравнению с беличьим меньше набирает воды, но очень эластичный и упругий, удобный для мелкой детализации. Подходит не только для акварели, но и для других живописных техник.
  • Соболь
    Дорогой материал. Волос похож на колонок. Особенностью этих кистей считается их долговечность.
  • Пони
    Волос более жесткий и толстый по сравнению с беличьим, поэтому из-за большого расстояния между ворсинками кисти не так хорошо берут и отдают воду. Не собираются в конус. Широко используются в детском творчестве.
  • Коза
    В акварели – на любителя. Подходит для сухой акварели и создания фактур. Идеальна для каллиграфии. Волос мягкий, упругий, но плохо собирается в конус и хуже отдает воду.
  • Щетина
    Кисти изготавливают из ушного волоса свиньи. В акварели подходят для рисования по бумаге с грубой фактурой. В основном используются в масляной живописи.

Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.

Кисти из натурального материала

Кисти из смешанного волоса

Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.

Синтетические кисти

Мои любимые!
Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!

Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.

Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.

Синтетические кисти

Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).

Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.

Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.