Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.
У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.
Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.
Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.
Элементы светотени:
Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.
- Блик
Блик — самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта. - Зона света
Это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения. - Полутень
Это промежуточное состояние между светом и тенью.
На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной.
На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами.
Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона. - Собственная тень
Самое темная часть объекта, куда не попадает свет. - Рефлекс
Отраженный свет в теневой части предмета.
Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света.
На краю формы всегда будет такая зона.
Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. - Падающая тень
Это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола).
Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень.
Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными. Только в вакууме (например, космосе) границы будут резким контуром.
Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.
В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)